на главную

Поучения святых отцов
О монашестве

Правила Святого Вселенского Шестого Собора, Константинопольского. Правило 43.

   Позволительно христианину избрать подвижническое житие, и, по оставлении многомятежной бури житейских дел, вступить в монастырь, и постричься по образу монашескому, даже если бы и обличен был в каком-либо грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог сказал:—приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. б, 37). Поскольку монашеское житие изображает нам жизнь покаяния: то искренне прилепляющегося к такому житию одобряем, и никакой прежний образ жизни не воспрепятствует ему исполнить свое намерение.

св. Амвросий Оптинский

   Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением, и проходит оное с простотою и незлобием во смирении.

св. Феодор Студит

   Вы скороходы Владыки Бога, и бег ваш не по земле, но от земли до неба; зрители не люди, а сонмы Ангелов и Святых; раздаятель венцев — Сам Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны вы, что вступили в сие поприще состязания, приняв схиму.

св. авва Дорофей

   Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние  (другим)  и приятие (от них), тогда распинается ему мир, ибо он отверг его. Это и значат слова Апостола: —«мне мир распяся»; потом он прибавляет: — и «аз миру». Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру, и сподобляется сказать с Апостолом: —«мне мир распяся, и аз миру».

св. Нил Синайский

   Путь к добродетели — бегство от мира — путь благий и краткий.

св. Антоний Великий

   Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни.

сет. Симеон Благоговейный

   Положить в помысле такое убеждение, что, после твоего поступления в обитель, померли твои родители и друзья, и почитать отцом и материю лишь Бога и настоятеля.

св. Серафим Саровский

   Не наше дело судить других. А удаляемся мы из общества братства не из ненависти к нему, а более для того, что мы приняли и носим на себе чин ангельский, которому невместительно быть там, где словом и делом прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаясь от братства, удаляемся только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, как это случается неизбежно при множестве братии. Мы избегаем не людей, которые одного с нами естества и носят одно и то же имя Христово, но пороков, ими творимых, как и великому Арсению сказано было: —«бегай людей и спасешься».

игумен Никон

   Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и... идущему на этом пути Господь дает утешения, пред которыми все земные радости — ничто.

Пролог, 16 июня

   Если не отвержется человек всего сущего во всем мире, не может быть монахом.

св. Феодор Студит

   Поелику нашенское завещание есть Евангелие, то в сладость послушаем, что говорится в  нем и в силу его, и ревностно емлемся за подвиги, не обращаясь вниманием и сердцем ни к чему житейскому, ни к родителям, ни к братьям, ни к сродникам и ни к чему вообще тварному, подражая некоемому из святых отцов, который, когда выходил из келлии, клал покрывало на главу свою, чтоб не смотреть на солнечное сияние, и который, когда спросили его о причине того,  ответил:—Для чего мне желать видеть этот временный свет?

св. авва Дорофей

   Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но (и здесь), ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия (мирские). Однако мы не должны так делать; но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам.

сет. схиархимандрит Захария

   Путь монашествующих — это непрестанный крест—распятие себя, отречение своей воли— это мученичество.

сев. Варсонуфий и Иоанн

   Говори себе словами блаженного Арсения: — Арсений, зачем ты вышел (из мира) ? — Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его.

Не все, живущие в монастырях,—монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское.

сет. Феофан Затворник

    Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре можно быть мирянкою.

св. авва Дорофей

    Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи.

сет. Феофан Затворник

   Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость; а многозаботливость есть рычаг, приводящий  в  движение  самоначинательную мирскую деятельность. С утра до ночи темной, каждый день, гоняет она мирских предпринимателей от одного дела к другому и ни на минуту не дает покоя. Некогда им обратиться к Богу и побыть с Ним в молитвенном к Нему возношении. Эта многозаботливость у монахов места не имеет. Понимающие дело затем и в монастырь вступают, чтоб избавиться от сей мучительницы.

   И у монашествующих есть деятельная жизнь, похожая на деятельность мирян; только нет у них при сем многозаботливости, грызущей мирян, свобода от которой, по порядкам монастырской жизни, и дает им способ быть у своей цели или пребывать неотходно с Богом и в Боге.

св. Нил Синайский

   Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное.

св. Исихий Иерусалимский

   Благочестивого и богобоязненного принадлежность — нищета и смирение.

св. Феодор Студит

   Хотя вы занимаетесь обычными своими послушаниями, но у вас это не мирские и не житейские занятия, потому что занимаетесь не по страсти, не по своей воле, не в угоду плоти, а для святого братства духовного, по послушанию и заповеди, паче же вся для Богоугождения. Бог приемлет сей труд ваш, как жертву и всесожжение.

сев. Варсонуфий и Иоанн

   Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли.

св. Ефрем Сирин

   Жизнь монаха да полагает печать умерщвления похоти на все члены его: образец для него жизнь Иоанна Предтечи.

св. Иоанн Кассиан Римлянин

   Есть три вида отречения от мира: первое то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе то, в коем оставляем прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные; третье то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, только будущее созерцаем и вожделеваем того, что не видимо.

св. Исихий Иерусалимский

    Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не и внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд — сделать монахом человека внутреннего.

сб. Иоанн Кассиан Римлянин

    Итак, со всем настоянием надобно нам спешить к тому, чтоб и внутренний наш человек сбросил с себя и расточил все, собранное им в прежней жизни, богатство страстей, которые, прицепляясь к телу и душе, собственно наши суть, и если, пока еще мы в теле сем, не будут отсечены и отброшены, то и по исходе не прстанут сопровождать нас.

сет. Феофан Затворник

   Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор. Ибо затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце,  стоит  пред  Богом  в  благоговеинстве и выходить из сердца или чем-либо заняться другим не хочет. Этого затвора ищи, а о том не хлопочи.

   Главное монашеское правило есть — быть неотлучно умом и сердцем в Боге, или непрестанно молиться.

сб. Феодор Студит

   Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу и мира между другими виновником бывает.

сет. Феофан Затворник

   Один Бог да душа — вот монах.

сет. Игнатий Брянчанинов

   Одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутреннею, не суть монахи. Монах значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединен, тот еще не монах, хотя бы жил в уединеннейшем монастыре.

сев. Варсояуфий и Иоанн

   Делание инока состоит в том, чтобы терпеть брани и противиться им с мужеством сердца.

св. Иоанн Кронштадтский

    Наше дело терпеть, молиться, смиряться и любить.

св. Серафим Саровский

   Помни, что истинная монашеская мантия есть радушное перенесение клеветы и напраслины: нет скорбей, нет и спасения.

игумен Никон

   Святые угодники объясняют нам, что в последние времена монашества не будет вовсе или кое-где останется наружность, но без делания монашеского. Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия, спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть. Только при руководстве очень опытных духовных людей могли бы быть допущены те или иные подвиги.

св. Ефрем Сирин

   Кто хочет стать монахом и не переносить оскорбления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать.

Древний Патерик

   Авва  Иоанн  Фивейский  сказал—Монах прежде всего должен сохранять смиренномудрие, ибо оно — первая заповедь Спасителя, говорящего;—«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).

   Авва Моисей сказал авве Захарии: — Скажи мне, что мне делать? — Захария, услышав, повергся на землю к ногам его, говоря: — Тебе ли, отче,  спрашивать  меня?    Старец  отвечает ему: — Поверь мне, сын мой Захария, я видел Духа Святаго, сходящего на тебя, и это заставляет меня спросить тебя.— Тогда Захария, снявши с головы своей куколь, положил его к ногам, и, поправши его, сказал:—Если не сокрушится таким образом человек, не может быть монахом.

св. Феодор Студит

   Нам нельзя довольствоваться тем, что отличаемся от мирян, но должно в совершенстве следовать в жизни по стопам отцев,  нельзя довольствоваться и тем, если превосходим некиих из одного с нами чина, но должно ревновать сравниться с совершеннейшими. Ибо «много званных, мало же избранных» (Мф. 22,14). Нельзя также мерять свое преуспеяние длительностию времени, думая, столько и столько лет уже монашествуем мы; но смотреть, соответствует ли длительности времени число и степени добродетелей наших? И не то опять надо иметь во внимании, что вот и еще один день прошел, но то, отложено ли и в этот день какое-либо доброе дело в сокровищницу небесную на содержание души в будущей жизни, и то, прибавлено ли еще хоть малое что к очищению души и к препобеждению томящей нас страсти. Так монах по имени доходит до того, чтоб быть монахом и самым делом, освобождаясь от тьмы страстей и от уз злых навыков, и давая чрез то душе и уму свободно стремиться к Господу, к Нему единому воспарять любовию и с Ним единым вожделевать общения.

св. Иоанн Лествичник

   Свет монахов суть Ангелы, монахи же свет для всех человеков; и поэтому да подвизаются они быть благим примером во всем, «никому ни в чем не полагая претыкания» (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни словом.