В сумраке тихого летнего
вечера стоял я, задумчивый и одинокий,
на могиле моего друга. В тот день
совершено было поминовение о нем; в тот
день семейство его долго оставалось на
могиле. Почти не слышно было слов между
присутствовавшими: слышны были одни
рыдания. Рыдания прерывались глубоким
молчанием; молчание прерывалось
рыданиями. И долго сменялись рыдания
молчанием, молчание рыданиями.
Стоял
я, задумчивый и одинокий, на могиле;
стоял, осененный впечатлениями дня.
Внезапно овладело мною неожиданное,
чудное вдохновение. Как будто услышал я
голос почившего! Загробную речь его,
таинственную беседу, чудную проповедь,
какою изобразилась она в душе моей,
спешу начертать трепещущею рукою.
«Отец
мой! мать моя! супруга моя! сестры мои! В
черных одеждах, облеченные в глубокую
печаль и телом и душою, стеклись вы к
моей одинокой могиле, с поникшими
главами окружили ее. Без молвно, одними
помышлениями и чувствованиями, вы
беседуете с безмолвствующим жителем
гроба. Сердца ваши — фиалы неисцельной
грусти. Потоки слез льются из очей
ваших; вслед за потоками пролившимися
рождаются новые слезные потоки: печали
нет дна, слезам нет конца.
Младенцы
— дети мои! и вы здесь, у камня
могильного, у камня надгробного! И на
ваших глазках навернулись слезки, а
сердце ваше не знает, о чем плачут очи,
подражающие очам отца моего, очам моей
матери. Вы любуетесь камнем надгробным,
камнем светящимся, гранитом зеркальным;
вы любуетесь надписью из букв золотых;
а они — этот гранит и эта надпись —
провозвестники вашего раннего
сиротства.
Отец
мой! мать моя! супруга моя! родные и
друзья мои! что стоите вы так долго над
моей могилой, над хладным камнем,
хладно стоящем на страже гробовой?
Давно уже охладело мое бездыханное
тело; по приговору всемогущего Творца
оно возвращается в свою землю,
рассыпается в прах. Какие тяжкие думы
объемлют вас, удерживают на могиле моей?
Служители алтаря принесли у нее
молитву о упокоении моем, возгласили
мне вечную память в спасающем и
упокоевающем меня Боге. Они отошли от
могилы безмолвной: уйдите и вы. Вам
нужен покой после подвигов души и тела,
измученных, истерзанных скорбию.
Вы
нейдете!... вы здесь!... вы приковались к
месту моего погребения! В молчании,
сказывающем более, нежели сколько
может сказать самое пышное красноречие,
— с душою, для которой нет объяснения,
— с сердцем, в котором обилием чувств
поглощается определенность чувств, вы
не отступаете от могилы, запечатленной
на многие веки, от камня — памятника
бесчувственного. Что надо вам?... Не
ожидаете ли вы из-под камня, из недр
могилы мрачной моего голоса?
Нет
этого голоса! Вещаю одним молчанием.
Молчание, тишина нерушимая — достояни
кладбища до самой трубы воскресения.
Прахи мертвецов говорят без звуков, в
которых нуждается слово земное:
тлением осуществленным они возглашают
громкую проповедь, убедительнейшее
увещание к мятущимся, шумящим на земной
поверхности искателям тления.
И
есть еще у меня голос! И говорю с вами, и
отвечаю, на ваши неизъяснимые думы, на
ваши непроизнесенные и невыразимые
вопросы. Послушайте меня! Отличите мой
голос в общем голосе, которым говорит
вечность ко времени! — Голос вечности
один — неизменяем, непреложен. В ней
нет непостоянства, переменчивости: в
ней день — один, сердце — одно, мысль —
одна. Соединяющий все воедино —
Христос. Оттуда голос — один.
В этом голосе, которым говорит
вечность, в этом голосе безмолвном и
вместе подобном грому, отличите мой
голос! Неужели вы, родные мои, не
узнаете моего голоса? Мой голос в общем,
едином голосе вечности, имеет свой
отдельный звук, как голос струны в
общем аккорде многострунного
фортепиано.
Вещал
всем нам голос вечности, вещал со
времен явления нашего в бытие. Вещал он
нам, когда мы были еще неспособны
внимать ему; вещал он нам и в зрелом
возрасте нашем, когда мы уже могли и
должны были внимать ему, понимать его.
Голос
вечности!... увы!- мало прислушивающихся
к тебе в шумной земной гостинице! То
препятствует внимать тебе
младенчество наше; то препятствуют
внимать тебе заботы, развлечения
житейские. Но ты не умолкаешь. Говоришь,
говоришь, — и наконец, чрез грозного
посланника — смерть, требуешь и
внимательного, и невнимательного
слушателя к отчету во внимании и
послушании великим глаголам вечности.
Чтобы
голос вечности имел для вас особенный
отголосок, особенно способный
проникать в ваше сердце, привлекать к
слову спасения ум ваш — Бог причислил
меня к говорящим из вечности. Мой голос
слился в стройное согласие с общим
голосом обширного невидимого мира. Для
всех странников земли я — мертв,
безгласен, как и все мертвецы, но для
вас я — жив, и, мертвый, говорю слово
спасения открытое сильнее, нежели как
сказал бы его, оставаясь между вами и
гоняясь вместе с вами за призраками
благ, которыми тление обманывает и
губит изгнанников из рая, помещаемых на
короткое время в земной гостинице для
примирения с прогневанным ими Богом.
Бог
— милостив, милостив бесконечно. Если 6
было нужным и полезным — внезапно из
тьмы могильной, из-под тяжкого камня
отозвался бы я вам!... Небо признало
частный голос из вечности излишним... И
какой голос из вечности уже не лишний,
когда Бог благоволил, чтобы не только
равноангельные человеки, но Сам
Единородный Сын Его возвестил
вселенной волю Его, возвестил святые и
строгие уставы — блаженной для послушных,
страшной для непокорных — вечности? Имут
Моисея и пророки, да послушают их, —
ответ был Неба просившему голоса
умерших для проповеди живущим на земле
плотскою жизнью, умерщвленным душевною
вечною смертию. Аще Моисея и пророки
не послушают, и аще кто из мертвых
воскреснет, не имут веры (ЛкЛ6:29,31).
Товарищ
мой — мертвец, но еще. с живым словом в
устах! Прими от меня поручение и
исполни его. Вот отец мой! вот мать моя!
вот супруга моя! вот родные мои! не могу
говорить с ними иначе, как общим
голосом вечности. В этом голосе они
слышат звук и моего голоса-, да, они
слышат его!... но нет у меня отдельного,
частного, моего слова... Товарищ мой!
будь моим словом; из общей нашей
сокровищницы, из священной вечности,
скажи им за меня краткое, нужнейшее для
них слово: «Земная жизнь — мгновенное,
обманчивое сновидение. Вечность —
неизбежна. Есть и бедственная вечность!...
Стяжите же вечность блаженную
вниманием, повиновением всесвятому
закону Всесвятого Бога, — и приходите
ко мне на верное, некончающееся
наслаждение,
каждый в свое, Самим и
единым Богом назначенное время!»