Друг
мой! считай себя не иначе, как
школьником и учеником. Не думай, чтобы
ты уже был стар для
того, чтобы учиться, что силы твои
достигнули настоящей
зрелости и развития и что характер и
душа твоя получили уже настоящую
форму и не могут
быть лучшими. Для христианина нет
оконченного курса; он вечно ученик и до
самого гроба ученик. По
обыкновенному, естественному ходу
человек достигает полного развития
ума своего в тридцать
лет. От тридцати до сорока еще кое-как
идут вперед его силы; дальше же
этого срока в нем ничто не подвигается, и все им
производимое не только
не лучше прежнего, но даже слабее и
холодней прежнего. Но для христианина
этого не существует, и где для других
предел совершенства, там
для него оно только начинается.
Самые способные и
самые даровитые из людей, перевалясь за
сорокалетний возраст, тупеют, устают и
слабеют. Перебери всех философов и
первейших всесветных гениев: лучшая
пора их была только во время их полного
мужества; потом они уже понемногу
выживали из своего ума,
а в старости впадали даже в
младенчество. Вспомни о Канте, который
в последние годы обеспамятел вовсе и
умер, как ребенок. Но
пересмотри жизнь всех святых: ты
увидишь, что они
крепли в разуме и силах духовных по
мере того, как приближались к дряхлости
и смерти. Даже и
те из них, которые от природы не
получили никаких блестящих даров и
считались всю жизнь простыми и глупыми,
изумляли потом разумом речей
своих. Отчего ж это? Оттого, что у
них пребывала всегда
та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в
лета его юности, когда он видит перед
собой подвиги, за которые
наградой всеобщее рукоплесканье,
когда ему мерещится радужная даль,
имеющая такую заманку для
юноши. Угаснула пред ним даль и
подвиги - угаснула и сила стремящая. Но
перед христианином
сияет вечно даль, и видятся вечные
подвига. Он, как
юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с
чем воевать и
где подвизаться, потому что взгляд его
на самого себя,
беспрестанно просветляющийся,
открывает ему новые недостатки в себе
самом, с которыми нужно производить
новые битвы. Оттого и
все его силы не только не могут в
нем заснуть или ослабеть,
но еще возбуждаются беспрестанно; а
желанье быть лучшим и заслужить
рукоплесканье на небесах придает ему
такие шпоры, каких не может дать
наисильнейшему честолюбцу его
ненасытимейшее честолюбие. Вот причина,
почему христианин тогда идет вперед,
когда другие назад, и отчего становится
он, чем дальше, умнее.
Ум не есть высшая в
нас способность. Его должность не
больше, как полицейская: он может
только привести в порядок и расставить
по местам все то, что у нас уже есть. Он
сам не двигается вперед, покуда не
двигнутся в нас все другие способности,
от которых он умнеет. Отвлеченными
чтеньями, размышленьями и
беспрестанными слушаньями всех курсов
наук его заставишь только слишком
немного уйти вперед; иногда это даже
подавляет его, мешая его самобытному
развитию. Он несравненно в большей
зависимости находится
от душевных состояний: как только
забушует страсть, он уже вдруг
поступает слепо и глупо; если же
покойна душа и не кипит никакая страсть,
он и сам проясняется и поступает умно.
Разум есть несравненно высшая
способность, но она приобретается не
иначе, как победой над страстьми. Его
имели в себе только те люди, которые не
пренебрегли своим внутренним
воспитанием. Но и разум не дает полной
возможности человеку стремиться
вперед. Есть высшая еще способность;
имя ей — мудрость, и ее может дать нам
один Христос. Она не наделяется никому
из нас при рождении, никому из нас не
есть природная, но есть дело высшей
благодати небесной. Тот, кто уже имеет и
ум и разум, может не иначе получить
мудрость, как молясь о ней и день и ночь,
прося и день и ночь ее у Бога, возводя
душу свою до
голубиного незлобия и убирая все
внутри себя до возможнейшей чистоты,
чтобы принять эту небесную гостью,
которая пугается жилищ, где не пришло в
порядок душевное хозяйство и нет
полного согласья во всем. Если же она
вступит в дом, тогда начинается для
человека небесная жизнь, и он постигает
всю чудную сладость быть учеником. Все
становится для него учителем; весь мир
для него учитель: ничтожнейший из людей
может быть для него учитель. Из
совета самого простого извлечет он
мудрость совета; глупейший предмет
станет к нему своей мудрой стороной, и
вся вселенная перед ним станет, как
одна открытая книга ученья: больше всех
будет он черпать из нее сокровищ,
потому что больше всех будет слышать,
что он ученик. Но если только возмнит он
хотя на миг, что ученье его кончено, и он
уже не ученик, и оскорбится он чьим бы
то ни было уроком или поученьем,
мудрость вдруг от него отнимется, и
останется он впотьмах, как царь Соломон
в свои последние дни.