Событие, о коем
рассказывается ниже, было устно
сообщено нам в 1931 году в августе
господином К., а потом
и записано им. Этим письмом мы и
пользуемся здесь.
Известно,
что сам преподобный Серафим и опытно
знал, и не раз говорил, что в
Православной Церкви непорочно
хранится вся полнота христианства. И,
что всего
поразительнее и убедительнее, это его
собственная высота и полнота благодати,
которая в нем обитала
в такой силе (Мк. 9, 1), как в немногих
даже и древних святых.
Достаточно вспомнить одну лишь беседу
Н. А.Мотовилова с преподобным, во время
коей он чудесно преобразился, подобно
Господу на Фаворе, чтобы без малейшего
сомнения утверждать, что православие и
досель действительно непорочно, живо,
полно, совершенно. Но приведем и
собственные его слова.
«У
нас вера православная, не имеющая
никакого порока». «Прошу и молю вас, —
говорил он в другой раз нескольким
старообрядцам, — ходите в церковь
грекороссийскую; она во всей славе и
силе Божией. Она управляется Духом
Святым».
Но
о том же свидетельствует и голос со
стороны иного исповедания. Вот как это
было.
«Переслал
мне, — пишет господин К., — один мой
знакомый письмо на французском языке, в
котором одна эльзаска просит его
прислать ей что-нибудь о Русской
Православной Церкви, — молитвенник и
еще что-либо. Если не ошибаюсь, это было
в 1925 году.
В
ответ на письмо что-то послали ей; и
этим дело временно кончилось.
В
1927 году я был в этом месте и стремился
познакомиться с ней, но ее не было тогда
из-за летнего времени. И я познакомился
лишь с ее свекровью, старушкой большого
христианского милосердия и чистоты
сердечной.
Она
мне рассказала следующее. Их семья
старого дворянского рода Эльзаса Н. Н.,
протестантского вероисповедания. Надо
сказать, что в этой области Эльзаса
села смешанного вероисповедания:
наполовину римо-католики, а наполовину
протестанты. Храм же у них общий, и в нем
они совершают свои богослужения по
очереди- В глубине — алтарь римский, со
статуями и со всем надлежащим. А когда
служат протестанты, то Они задергивают
католический алтарь завесой и
выкатывают сбоку свой стол на середину
и молятся. Недавно в Эльзасе в
протестантском мире было даже движение
в пользу почитания святых. Это
произошло после книги Сабатье о святом
Франциске Ассизском. Будучи
протестантом, он пленился образом
жизни этого праведника, посетив Ассизи.
Семья моих знакомых тоже была под
впечатлением этой книги. Продолжая
оставаться в протестантстве, они
чувствовали, однако,
неудовлетворенность им и, в частности,
стремились и к почитанию святых, и к
таинствам. Характерно, между прочим,
для них одно обстоятельство: когда
пастор обручал их, то они просили его не
задергивать католического алтаря,
чтобы хоть видеть статуи святых. Но
мысль их искала истинной церкви.
И
вот однажды молодая жена, будучи
больной, сидела в саду и читала жизнь
Франциска Ассизского. Сад был весь в
цветах. Тишина деревенская. Читая книгу,
она заснула каким-то тонким сном.
—
Сама не знаю, как это было, —
рассказывала она после мне.
—
И вот идет сам Франциск; а с ним —
сгорбленный, весь сияющий старичок, как
Патриарх, — сказала она, отмечая этим
его старость и благолепие. Он был весь в
белом. Она испугалась. А Франциск
подходит с ним совсем близко к ней и
говорит:
«Дочь
моя! Ты ищешь истинную церковь: она —
там, где — он. Она всех поддерживает, а
ни от кого не просит поддержки».
Белый
же старец молчал и лишь одобрительно
улыбался на слова Франциска.
Видение
кончилось. Она как бы очнулась. А мысль
подсказала ей почему-то: «Это связано с
Русскою Церковью». И мир сошел в душу ее.
После
этого видения и было написано письмо,
упоминаемое мною в начале.
Через
два месяца я снова был у них: и на этот
раз от самой видевшей узнал еще и
следующее. Они приняли к себе русского
работника. Посетив его помещение и
желая узнать, хорошо ли он устроился,
она увидела у него иконку и узнала в ней
того старца, которого она видела в
легком сне с Франциском. В удивлении и
страхе она спросила: кто он, этот
старичок?
—
Преподобный Серафим, наш православный
святой, — ответил ей рабочий.
Тут
она поняла смысл слов святого
Франциска, что истина — в Православной
Церкви.
Да,
несомненно, православие проявилось во
святых во всей силе, но мы, православные,
недостойно носили это великое имя;
жизнь наша не соответствовала высоте и
полноте веры. И это, между прочим,
мучило сотаинника преподобного
Серафима, Н. А. Мотовилова.
«Однажды,
— пишет он в своих замечательных
записках, — был я в великой скорби,
помышляя, что будет далее с нашей
Православной Церковью, если
современное нам зло будет все более и
более размножаться, и будучи убежден,
что Церковь наша в крайнем бедствии,
как от приумножающегося разврата по
плоти, так равно, если только не многим
более, от нечестия по душе через
рассеиваемые повсюду новейшими
лжемудрователями безбожные толки, я
весьма желал знать, что мне скажет о том
батюшка О.Серафим.
Распространившись
подробно беседою о святом пророке Илии,
как я выше помянул, он сказал мне между
прочим:
«Илия
Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля,
будто весь он преклонил колено Ваалу,
говорил в молитве, что уж только один он,
Илия, остался верен Господу, но уже и
его душу ищут изъята... Так что же,
батюшка, отвечал ему Господь? — Седмь
тысящ мужей оставих во Израили, иже не
преклониша колен Ваалу...Так, если во
Израильском царстве, отпадшем от
Иудейского, верного Богу царства, и
пришедшем в совершенное развращение,
оставалось еще седмь тысящ мужей,
верных Господу, то что скажем о России.
Мню я, что в Израильском царстве было
тогда не более трех миллионов людей. А у
нас, батюшка, в России сколько теперь?
Я
отвечал: «Около шестидесяти миллионов».
И
он продолжал:
«В
двадцать раз больше. Суди же сам,
сколько теперь у нас еще обретается
верных Богу? Так-то, батюшка, так-то:
ихже предуведе, сих и предъизбра; ихже
предъизбра, сих и предустави; ихже
предустави, сих и блюдет, сих и
прославит. Так о чем же унывать-то нам?!
С нами Бог! Надеющийся на Господа, яко
гора Сион, не подвижется в век живый во
Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь
окрест людей своих. Господь сохранит тя,
Господь покров твой на руку
десную твою. Господь сохранит
вхождение твое и исхождение твое
отныне и до века. Во дни солнце не ожжет
тебе, ниже луна нощию».
И
тогда я спросил его, что значит это, к
чему говорит он мне о том.
—
К тому, — ответствовал батюшка отец
Серафим, — что таким-то образом хранит
Господь, яко зеницу ока Своего, людей
Своих, то есть православных христиан,
любящих Его и всем сердцем, и всею
мыслью, и словом и делом, день и ночь
служащих Ему. А таковы — хранящие все
уставы, догматы и предания нашей
Восточной Церкви Вселенской и устами
исповедующие благочестие. Ею преданное,
и на деле во всех случаях жизни
творящие по святым заповедям Господа
нашего Иисуса Христа.
В
подтверждение же того, что еще много на
земле Русской осталось верных Господу
нашему Иисусу Христу православных и
благочестиво живущих, батюшка отец
Серафим сказал некогда одному
знакомому моему, то ли отцу Гурию,
бывшему гостиннику Саровскому, то ли
отцу Симону, хозяину Маслищенского
двора, что однажды, бывши в духе, видел
он всю Землю Русскую, и была она
исполнена и как бы покрыта дымом молитв
верующих, молящихся ко Господу».
Будем же
верить в наши тяжкие времена, что
Господь ради рабов Своих помилует
Россию и на сей раз. Буди,буди!