Правила
Святого Вселенского Шестого Собора,
Константинопольского.
Правило 43.
Позволительно христианину
избрать подвижническое житие, и, по
оставлении многомятежной бури
житейских дел, вступить в монастырь, и
постричься по образу монашескому, даже
если бы и обличен был в каком-либо
грехопадении. Ибо Спаситель наш Бог
сказал:—приходящего ко Мне не изгоню
вон (Ин. б, 37). Поскольку монашеское
житие изображает нам жизнь покаяния: то
искренне прилепляющегося к такому
житию одобряем, и никакой прежний образ
жизни не воспрепятствует ему исполнить
свое намерение.
св.
Амвросий Оптинский
Монашество само по себе имеет
великую важность духовную и приносит
большую пользу душевную тем, кто
приступает к оному с искренним
расположением, и проходит оное с
простотою и незлобием во смирении.
св.
Феодор Студит
Вы скороходы Владыки Бога, и
бег ваш не по земле, но от земли до неба;
зрители не люди, а сонмы Ангелов и
Святых; раздаятель венцев — Сам
Господь, и венцы неувядаемы. Блаженны
вы, что вступили в сие поприще
состязания, приняв схиму.
св.
авва Дорофей
Когда человек отрекается от
мира и делается иноком, оставляет
родителей, имения, приобретения,
торговлю, даяние (другим) и
приятие (от них), тогда распинается ему
мир, ибо он отверг его. Это и значат
слова Апостола: —«мне мир распяся»;
потом он прибавляет: — и «аз миру». Как
же человек распинается миру? Когда,
освободившись от внешних вещей, он
подвизается и против самых услаждений
или против самого вожделения вещей и
против своих пожеланий и умертвит свои
страсти, тогда и сам он распинается
миру, и сподобляется сказать с
Апостолом: —«мне мир распяся, и аз миру».
св.
Нил Синайский
Путь к добродетели — бегство
от мира — путь благий и краткий.
св.
Антоний Великий
Кто хочет спастись (в
мироотречном образе жизни), пусть не
остается в доме своем и не живет в том
городе, в котором грешил; также пусть не
посещает родителей своих и ближних по
плоти ибо от этого бывает вред душе и
гибнут плоды жизни.
сет.
Симеон Благоговейный
Положить в помысле такое
убеждение, что, после твоего
поступления в обитель, померли твои
родители и друзья, и почитать отцом и
материю лишь Бога и настоятеля.
св.
Серафим Саровский
Не наше дело судить других. А
удаляемся мы из общества братства не из
ненависти к нему, а более для того, что
мы приняли и носим на себе чин
ангельский, которому невместительно
быть там, где словом и делом
прогневляется Господь Бог. И потому мы,
отлучаясь от братства, удаляемся
только от слышания и видения того, что
противно заповедям Божиим, как это
случается неизбежно при множестве
братии. Мы избегаем не людей, которые
одного с нами естества и носят одно и то
же имя Христово, но пороков, ими
творимых, как и великому Арсению
сказано было: —«бегай людей и
спасешься».
игумен
Никон
Серьезно ищущий Царствия
Божия должен быть одинок, и... идущему на
этом пути Господь дает утешения, пред
которыми все земные радости — ничто.
Пролог,
16 июня
Если не отвержется человек
всего сущего во всем мире, не может быть
монахом.
св.
Феодор Студит
Поелику нашенское завещание
есть Евангелие, то в сладость послушаем,
что говорится в нем
и в силу его, и ревностно емлемся за
подвиги, не обращаясь вниманием и
сердцем ни к чему житейскому, ни к
родителям, ни к братьям, ни к сродникам
и ни к чему вообще тварному, подражая
некоемому из святых отцов, который,
когда выходил из келлии, клал покрывало
на главу свою, чтоб не смотреть на
солнечное сияние, и который, когда
спросили его о причине того,
ответил:—Для чего мне желать
видеть этот временный свет?
св.
авва Дорофей
Мы думаем, что, вышедши из мира
и придя в монастырь, оставили все
мирское; но (и здесь), ради ничтожных
вещей, исполняем пристрастия (мирские).
Однако мы не должны так делать; но как
мы отреклись от мира и вещей его, так
должны отречься и от самого
пристрастия к вещам.
сет.
схиархимандрит Захария
Путь монашествующих — это
непрестанный крест—распятие себя,
отречение своей воли— это
мученичество.
сев.
Варсонуфий и Иоанн
Говори себе словами
блаженного Арсения: — Арсений, зачем ты
вышел (из мира) ? — Научайся тому, чего
пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу,
чтобы и достигнуть Его.
Не
все, живущие в монастырях,—монахи, но
тот монах, кто исполняет дело
монашеское.
сет.
Феофан Затворник
Можно и вне монастыря быть
монахинею, живя по-монашески, и в
монастыре можно быть мирянкою.
св.
авва Дорофей
Монах никогда не должен
допускать, чтобы совесть обличала его в
какой-либо вещи.
сет.
Феофан Затворник
Главнейший враг жизни в Боге
есть многозаботливость; а
многозаботливость есть рычаг,
приводящий в
движение самоначинательную
мирскую деятельность. С утра до ночи
темной, каждый день, гоняет она мирских
предпринимателей от одного дела к
другому и ни на минуту не дает покоя.
Некогда им обратиться к Богу и побыть с
Ним в молитвенном к Нему возношении.
Эта многозаботливость у монахов места
не имеет. Понимающие дело затем и в
монастырь вступают, чтоб избавиться от
сей мучительницы.
И
у монашествующих есть деятельная жизнь,
похожая на деятельность мирян; только
нет у них при сем многозаботливости,
грызущей мирян, свобода от которой, по
порядкам монастырской жизни, и дает им
способ быть у своей цели или пребывать
неотходно с Богом и в Боге.
св.
Нил Синайский
Вожделевшему нетленного
надлежит ни во что вменять все тленное.
св.
Исихий Иерусалимский
Благочестивого и
богобоязненного принадлежность —
нищета и смирение.
св.
Феодор Студит
Хотя вы занимаетесь обычными
своими послушаниями, но у вас это не
мирские и не житейские занятия, потому
что занимаетесь не по страсти, не по
своей воле, не в угоду плоти, а для
святого братства духовного, по
послушанию и заповеди, паче же вся для
Богоугождения. Бог приемлет сей труд
ваш, как жертву и всесожжение.
сев.
Варсонуфий и Иоанн
Кто хочет быть иноком, тот
отнюдь ни в чем не должен иметь своей
воли.
св.
Ефрем Сирин
Жизнь монаха да полагает
печать умерщвления похоти на все члены
его: образец для него жизнь Иоанна
Предтечи.
св.
Иоанн Кассиан Римлянин
Есть три вида отречения от
мира: первое то, в котором телесно
оставляем все богатства и стяжания
мира; второе то, в коем оставляем
прежние нравы, пороки и страсти как
душевные, так и телесные; третье то, в
коем, отвлекая ум свой от всего
настоящего и видимого, только будущее
созерцаем и вожделеваем того, что не
видимо.
св.
Исихий Иерусалимский
Отрекшийся от житейского,
то есть от жены, имения и прочего,
внешнего лишь человека сделал монахом,
а не и внутреннего. Но кто отрекся от
страстных помыслов о всем этом, тот
сделал монахом и внутреннего человека,
который есть ум. И такой есть истинный
монах. Внешнего человека легко сделать
монахом, если захочешь, но не мал труд —
сделать монахом человека внутреннего.
сб.
Иоанн Кассиан Римлянин
Итак, со всем настоянием
надобно нам спешить к тому, чтоб и
внутренний наш человек сбросил с себя и
расточил все, собранное им в прежней
жизни, богатство страстей, которые,
прицепляясь к телу и душе, собственно
наши суть, и если, пока еще мы в теле сем,
не будут отсечены и отброшены, то и по
исходе не прстанут сопровождать нас.
сет.
Феофан Затворник
Когда
молитва твоя до того укрепится, что все
будет держать тебя в сердце пред Богом,
тогда у тебя и без затвора будет затвор.
Ибо затвор что есть? То, когда ум,
заключившись в сердце,
стоит пред Богом
в благоговеинстве
и выходить из сердца или чем-либо
заняться другим не хочет. Этого затвора
ищи, а о том не хлопочи.
Главное
монашеское правило есть — быть
неотлучно умом и сердцем в Боге, или
непрестанно молиться.
сб.
Феодор Студит
Монах есть тот, кто на единого
взирает Бога, Бога единого желает, Богу
единому прилежит, Богу единому угодить
старается, мир имеет к Богу и мира между
другими виновником бывает.
сет.
Феофан Затворник
Один Бог да душа — вот монах.
сет.
Игнатий Брянчанинов
Одна внешняя молитва
недостаточна. Бог внимает уму, а потому
те монахи, которые не соединяют
внешней молитвы с внутреннею, не суть
монахи. Монах значит уединенный: кто не
уединился в самом себе, тот еще не
уединен, тот еще не монах, хотя бы жил в
уединеннейшем монастыре.
сев.
Варсояуфий и Иоанн
Делание инока состоит в том,
чтобы терпеть брани и противиться им с
мужеством сердца.
св.
Иоанн Кронштадтский
Наше дело терпеть,
молиться, смиряться и любить.
св.
Серафим Саровский
Помни, что истинная
монашеская мантия есть радушное
перенесение клеветы и напраслины: нет
скорбей, нет и спасения.
игумен
Никон
Святые угодники объясняют нам,
что в последние времена монашества не
будет вовсе или кое-где останется
наружность, но без делания монашеского.
Не будет никаких собственных подвигов
у ищущих Царствия Божия, спасаться же
будут только терпением скорбей и
болезней. Почему не будет подвигов?
Потому что не будет в людях смирения, а
без смирения подвиги принесут больше
вреда, чем пользы, даже могут погубить
человека, так как они невольно вызывают
высокое мнение о себе у подвизающихся и
рождают прелесть. Только при
руководстве очень опытных духовных
людей могли бы быть допущены те или
иные подвиги.
св.
Ефрем Сирин
Кто хочет стать монахом и не
переносить оскорбления, уничижения и
ущерба, тому монахом не бывать.
Древний
Патерик
Авва Иоанн
Фивейский сказал—Монах
прежде всего должен сохранять
смиренномудрие, ибо оно — первая
заповедь Спасителя, говорящего;—«Блаженны
нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное» (Мф. 5, 3).
Авва
Моисей сказал авве Захарии: — Скажи мне,
что мне делать? — Захария, услышав,
повергся на землю к ногам его, говоря: —
Тебе ли, отче, спрашивать
меня? —
Старец отвечает
ему: — Поверь мне, сын мой Захария, я
видел Духа Святаго, сходящего на тебя, и
это заставляет меня спросить тебя.—
Тогда Захария, снявши с головы своей
куколь, положил его к ногам, и, поправши
его, сказал:—Если не сокрушится таким
образом человек, не может быть монахом.
св.
Феодор Студит
Нам нельзя довольствоваться
тем, что отличаемся от мирян, но должно
в совершенстве следовать в жизни по
стопам отцев, нельзя
довольствоваться и тем, если
превосходим некиих из одного с нами
чина, но должно ревновать сравниться с
совершеннейшими. Ибо «много званных,
мало же избранных» (Мф. 22,14). Нельзя
также мерять свое преуспеяние
длительностию времени, думая, столько и
столько лет уже монашествуем мы; но
смотреть, соответствует ли
длительности времени число и степени
добродетелей наших? И не то опять надо
иметь во внимании, что вот и еще один
день прошел, но то, отложено ли и в этот
день какое-либо доброе дело в
сокровищницу небесную на содержание
души в будущей жизни, и то, прибавлено
ли еще хоть малое что к очищению души и
к препобеждению томящей нас страсти.
Так монах по имени доходит до того, чтоб
быть монахом и самым делом,
освобождаясь от тьмы страстей и от уз
злых навыков, и давая чрез то душе и уму
свободно стремиться к Господу, к Нему
единому воспарять любовию и с Ним
единым вожделевать общения.
св.
Иоанн Лествичник
Свет
монахов суть Ангелы, монахи же свет для
всех человеков; и поэтому да
подвизаются они быть благим примером
во всем, «никому ни в чем не полагая
претыкания» (2 Кор. 6, 3), ни делом, ни
словом.