Авва Евлогий был однажды так
грустен, что не мог этого скрыть.
—
Почему ты грустишь, отче? — спросил его
один старец.
—
Потому что я усомнился в способности
братьев познавать великие истины Божий.
Трижды я показывал им льняной лоскуток
с нарисованнои на нем красной точкой и
спрашивал, что| они видят, и трижды они
отвечали: "Маленькую красную точку".
И никто не сказал: "Лоскуток льна".
***
Один
недобрый человек пришел как-то
донимать старца своими глупыми
вопросами:
—
Неужто и вправду ты, такой умный
человек, считаешь возможным, чтобы Иона
выжил, проведя три дня в чреве кита?
—
Не знаю, — отвечал старец, — но я его
спрошу, когда увижусь с ним в раю.
—
А вдруг он в аду?
—
Тогда ты сам его спросишь.
***
На пороге церкви одного
монастыря сидел бедный человек,
просивший милостыню.
—
Не стыдно ли тебе? — крикнул на него
настоятель. — Месяц назад ты был слепым,
а сегодня уже однорукий!
—
Не гневайся, отче, но лучше радуйся. Я и
вправду обрел зрение и так
разволновался из-за этого, что у меня
отпала рука.
***
Авва Геразий соглашался один
раз в год ходить в Антиохию для
проповеди. Послушать его собиралось
великое множество народа. Один из
братьев как-то спросил его:
—
Отче, не искушает ли тебя суетная слава
при виде такого множества народа
вокруг тебя?
—
Нет, брат, — отвечал Геразий, — я думаю,
что если бы меня казнили, народа
собралось бы еще больше...
***
Многие отцы-пустынники прожили
долго, иные даже больше ста лет. Авва
Исайя был одним из таких отцов. В день
его столетия один брат, намного его
моложе, пришел к нему и сказал:
—
Я пришел поздравить тебя, отче, с твоим
столетним юбилеем, и я надеюсь, на
будущий год мы справим вместе твой сто
первый юбилей.
—
Я тоже на это надеюсь, — отвечал старец,
ибо, как я погляжу, здоровье у тебя
превосходное.
***
Один брат, вернувшись в свою
келью, нашел ее в полнейшем беспорядке.
Он готов был уже проклясть виновника
такой беды, как вдруг прикусил язык. Он
вспомнил слова старца: "Прокляни
человека, и будет две могилы".
***
Авва Исайя сказал: "Если
Церкви недостает мужества отстаивать
свои взгляды, то это не из-за недостатка
мужества, но из-за недостатка взглядов".
***
Однажды Теревинфский
монастырь посетил епископ. Братья
лезли из кожи вон, чтобы почтить его и
приготовить необычайную трапезу. В
конце настоятель с трепетом спросил
епископа, как ему понравился обед, и тот
отвечал:
—
Если бы рыба не была такой же черствой,
как лепешка, лепешка такой же соленой,
как козлятина, козлятина такой же
жесткой, как финики, а финики такими же
пресными, как вино, мы бы славно
отобедали.
***
Авва
Макарий и авва Виссарион обменивались
как-то мнениями об одном монахе.
—
Я никогда не слышал, чтобы он плохо
говорил о ком-либо, — сказал первый.
—
Это, несомненно, оттого, — возразил
второй, — что говорит он только о себе.
***
Однажды в Скитской пустыне
случилось неслыханное — дождь лил
целых три дня подряд. Молодой монах,
испугавшись, спросил у старца:
—
Отче, а вдруг это новый потоп?
—
Не может быть, — отвечал старец, — ибо
бесплодность первого убедила Бога не
насылать второй.
***
Один из отцов пригласил как-то
своего собрата разделить с ним хлеб-соль.
Видя, что сей последний ест как-то
рассеянно, он доброжелательно заметил:
—
Брат, если ты ешь без охоты, то не
станешь ли ты также без охоты делать и
более важные вещи?
***
В одном монастыре,
расположенной на берегу Красного моря,
настоятель как-то сказал:
—
В нашем монастыре слишком много
попугаев.
Братья
весьма удивились и попросили у
настоятеля разъяснений.
—
Много, у нас таких, которые говорят,
что думают, только когда узнают, что это
говорят другие, — отвечал тот.
***
В одном монастыре настоятель
во время собрания братии заснул.
—
Умолкнем, братья, -- сказали монахи, —
дадим поспать настоятелю.
Но
тот, подняв голову, сказал:
—
Как же мне спать, братья, если вы не
будете говорить?
***
Один брат, посетив авву
Евлогия, сперва поздравил его с тем, что
тот соблюдал обет молчания уже в
течение трех лет. Затем он обязал его
говорить, и авва Евлогий произнес:
— Мое молчание немногого
стоит. Да, действительно, младенцы
кричат, мирские люди болтают, монахи
молчат, но святые - поют!
***
Молодой человек, недавно
поступивший в монастырь, увидел как-то
настоятеля, который, склонившись на
пороге кельи, чистил свои башмаки.
—
Отче, — сказал он, — ты чистишь свои
башмаки?
—
С тех пор, как я настоятель, я не
могу чистить чужие, — отвечал тот.
***
Один
из отцов как-то поведал старцу:
—
Порой меня терзают сомнения при мысли о
том, чем занимался Ной в ковчеге, плавая
по безбрежному морю?
—
Несомненно, он удил рыбу.
—
То-то и оно! А как он это делал, если
червячков у него была всего одна пара?
***
Авва Исайя жил в крайней
бедности. После его смерти один из
братьев спросил старца:
—
От чего он умер?
Тот
отвечал:
—
Я не знаю, от чего он умер, но еще меньше
— отчего он жил.
***
Один старец сказал: "Наихудший
момент для безбожника — это когда он
чувствует себя преисполненным
благодарности, но не знает, кого
благодарить".
***
Блаженный Даниил Скитский,
который в юности долго сомневался,
предаться наукам или же Господу, убежал
в пустыню в день, когда услыхал из уст
знаменитого ученого Александрийской
школы такое рассуждение:
—
От тепла тела расширяются; вот почему
летом дни длиннее, чем зимой.
***
Трое старцев встретились
после долгой разлуки. Они были уже
весьма преклонного возраста, и среди
прочего заговорили о своем здоровье.
—
У меня выпали все зубы, — сказал первый
из них. — Мне
приходится вымачивать хлеб в воде,
чтобы проглотить хоть несколько
кусочков.
—
А мне не хватает слюны, — сказал второй.
— Что бы я ни ел, мне приходится класть
на язык крупинку соли.
—
А я не жалуюсь на отсутствие зубов или
слюны, — сказал третий. — Но вот
сегодня утром мой келейник сказал мне:
"Отче, еще и полдень не наступил, а ты
съел уже три огромных каравая хлеба!"
Поистине, память меня покинула.
***
Один старец сказал: "Всевышний
дал нам двое ушей и только один рот для
того, чтобы мы говорили вдвое меньше,
чем слушаем".
***
Один разбойник был смертельно
ранен в какой-то стычке. Из последних
сил он приполз к келье отшельника и
простонал:
—
Отче, я испытываю адские мучения!
—
Как, уже? — воскликнул отшельник.
***
Один игумен пришел к старцу за
советом:
—
Отче, какой должна быть проповедь?
—
Проповедь, — отвечал старец, — должна
иметь хорошее начало и хороший конец. А
затем тебе следует как можно больше
сблизить их друг с другом.
***
Один
старец, глядя на собаку, подумал: "У
собаки так много друзей потому, что она
гораздо чаще машет хвостом, чем языком".
***
Говоря об Адаме, один старец
сказал: "Адам оказался первым из
длинной череды мужей, жалующихся на
пищу, полученную от жены".
***
В одном монастыре старец
толковал Писание. Вдруг он заметил, что
один из братьев спит.
—
Я продолжу, когда этот брат проснется,
— сказал он. Но один из монахов
возразил:
—
Я думаю, что брат проснется, когда ты
закончишь...
Один
старец говорил так: "Если вы будете
давать больным и братьям все, что они
попросят, у вас будут хорошие больные и
плохие братья".
***
Не раз отцам-пустынникам
приходилось иметь дело с кочевыми
племенами. Один из вождей такого
племени пришел как-то к авве Исаии и
заявил, что он желает стать
христианином.
— Ты наполняешь радостью
мое сердце, — сказал ему старец. - Но у
тебя две жены. Нужно, чтобы ты отказался
от одной из них.
— Я так и сделаю, если ты,
отче, укажешь мне хотя бы одно место в
Писании, где осуждается двоеженство.
—
"Никто не может служить двум
господам", — отвечал ему старец.
***
Авва Моисей, обходя пустыню,
столкнулся с кочевым племенем, которое
справляло пышные похороны. Посреди
стойбища, на огромном костре лежало
тело вождя племени в богатых одеждах.
—
Какой веры был ваш вождь? — спросил
старец.
—
Увы, — отвечали ему, — он был
неверующим.
—
Поистине великое несчастье, — сказал
тогда авва Моисей, — быть так роскошно
одетым и не иметь, куда пойти!
***
Двое отцов повстречались как-то
посреди пустыни. Поклонившись друг
другу, один из них спросил другого:
—
Прости мою нескромность, брат, не жил ли
ты какое-то время в
Антиохии?
—
Я никогда не бывал в Антиохии, —
отвечал тот.
—
И я тоже; должно быть, это были двое
других монахов.
***
Однажды авва Пресонций
получил урок. Когда он стоял на молитве
в своей келье, кто-то постучал в дверь
его хижины:
—
Прости меня, авва, ~ сказал прохожий.
— Не можешь ли ты указать мне дорогу в
Алеппо?
— Нет, — отвечал
авва, — но я знаю дорогу в Небо.
—
Как я могу поверить, что кто-то знает
дорогу, ведущую так далеко, если он не
знает дороги в окрестностях? — сказал
тогда путник.
***
Авва Сысой сказал по поводу
александрийских богословов:
"Если
бы Господь Бог поручил составить
десять заповедей богословам, у нас было
бы не десять заповедей, а тысяча".
***
Великий
Пахомий диктовал свой Устав молодому
монаху-писцу. В конце главы он велел ему
перечитать написанное и едва сдержал
вспышку гнева.
—
Авва, почему ты вдруг сделался таким
суровым? — спросил его молодой монах.
—
Потому что я продиктовал тебе одно, ты
понял другое, а написал третье, —
отвечал старец.
***
Жарким августовским днем
камни в Нитрийской пустыне просто
плавились от солнца. Один монах с
трудом шел через песчаные холмы, ведя
за собой осла, запряженного в повозку.
Наконец, обессиленный, он остановился.
— Я еще никогда в жизни не
видывал такой жары, — произнес он вслух.
—
И я тоже, — проговорил осел.
—
Вот те на! — воскликнул монах. - Впервые
слышу, чтобы осел разговаривал!
—
И я тоже, — сказала повозка.
***
Один старец сказал: "Тот,
кто тебя оскорбил, вряд ли тебя простит".
Другой
сказал:
"Если
ты отвергаешь похвалу, то это, возможно,
потому, что ты желаешь двойной".
***
— Ты совсем теряешь память, —
сказал один монах старцу.
—
Ну да, — отвечал тот, — и притом так
основательно, что получаю от этого даже
немалую пользу: много раз я радуюсь
одному и тому же, словно впервые.
***
Один
монах спросил авву Аммония, почему это
люди века сего так много суетятся.
Старец отвечал:
—
Они бегают по миру вдоль и поперек из
страха, как бы не пришлось встретиться
с ним лицом к лицу.
***
Мудрость
древних египетских монахов
проистекала скорее от их постоянного
контакта с землей, чем от ученых
занятий или образованности. Среди
редких исключений был Арсений. Но даже
он на склоне лет признался как-то
одному старцу:
—
Много трудов я положил, читая книги. Но
то, что я в них нашел, не так уж много
стоит...
—
Что ж, многие отправляются удить форель,
но домой приносят только ревматизм, --
заметил на это старец.
***
Один
монах пришел к Элию Отшельнику и сказал
ему:
—
В миру я встретил человека, который был
о себе очень хорошего мнения.
—
Будь уверен, — отвечал ему Элий, — что
когда у кого-то о себе очень хорошее
мнение, то это единственное хорошее
мнение, которое у него есть.
***
Молодой монах пришел за
советом к авве Моисею.
—
Отче, — сказал он, — я понимаю, как
можно согрешить руками, глазами, устами
или ушами. Но как можно согрешить носом?
—
Если совать его в чужие дела, — отвечал
старец.
***
Молодой монах пришел к старцу
за советом.
—
Отче, — сказал он, — я живу в пустыне
чуть больше года, и за это время уже
пять или шесть раз появлялась саранча.
Ты знаешь, что это за напасть — она
проникает всюду, даже и в нашу пищу. Что
же мне делать?
Старец,
который жил в пустыне уже на протя-жении
сорока лет, отвечал:
—
Когда саранча попала мне в похлебку в
первый раз, я все вылил. Затем, во второй
раз, я выбросил саранчу, а похлебку съел.
В третий раз я съел все, и похлебку, и
саранчу. А теперь, если саранча
пытается выбраться из моей похлебки, я
отправляю ее обратно.
***
— Тебе бы следовало поменьше
поститься, — сказали одному старцу.
—
Да, но я прекрасно себя чувствую, —
возразил тот, — а ведь мне уже
восемьдесят лет!
—
А вот если бы ты постился поменьше, тебе
бы уже было девяносто!..
***
Один старец сказал: "Безмолвие
— одно из самых драгоценных украшений
женщины. Вот почему она так редко
выставляет его напоказ".
***
Один старец сказал: "Обыкновенно
ошибается тот, кто стремится никогда не
совершать никаких ошибок".
***
Один старец провел долгие
годы в духовном борении, и вот однажды у
него вырвались слова:
—
Господи, если Ты повсюду, как
получается, что я так часто оказываюсь
где-то еще?
***
Один
молодой монах спросил авву Филарета:
—
Почему ты позволяешь этому брату так долго говорить с тобой?
—
Я забочусь о его здоровье. Ведь если
болтун не
найдет в день хотя бы одного
собеседника, он задохнется.
***
— Отче, — спросил один
молодой монах, — почему Церковь называет святым
пребывание в браке?
—
Потому что в нем насчитывается немалое число мучеников! — отвечал с
улыбкой старец.
***
Монаху, который сокрушался о
прошлом, старец сказал: "Прошлое
подобно разбитому яйцу, а
будущее — яйцу, которое предстоит
высиживать".
***
Молодому
монаху, который, вернувшись из Александрии, говорил о великой
суете и беготне жителей
города, старец сказал; "Я не знаю,
куда они в
конце концов придут, но идут они прямо
туда".
***
Один старец как-то сказал: "Если
монах говорит о себе: ''у меня есть
смирение, — несомненно, его у него нет.
Если же он говорит: ''У меня нет смирения,
- то оно у него есть. Вот я, например,
вовсе не имею смирения".
***
Один молодой человек пожелал стать
монахом. Он явился в Скитскую пустыню в
один из самых бедных и суровых
монастырей, и старец повел его
показывать келью.
— Тебе придется
сделать себе ложе, — сказал старец.
— Разумеется, отче.
— Что ж, вот тебе
гвозди и четыре доски.
***
В Келиях молодой монах колол дрова.
Проходивший мимо старец посмотрел на
него и сказал:
— Твой топор
напоминает мне молнию, брат.
— Это потому, что я
машу им так быстро? — спросил довольный
монах.
— Нет, потому что он
никогда не бьет дважды в
одно и то же место.
***
Старец чинил крышу своей хижины.
Проходивший мимо молодой монах
остановился и стал
смотреть.
— Ты хочешь узнать,
как забивают гвозди? -
спросил
старец.
— Нет, я хочу узнать,
что говорит старец, когда бьет себя
молотком по пальцу.
***
Одного кочевника застали за
разграблением могил на кладбище и
привели к авве Сысою.
— Неужели же тебе
не стыдно обкрадывав
мертвых?
— спросил его старец.
— Зато я никогда не
делал зла ни одной живой
душе!
***
Один монах сказал старцу:
— Отче, я слышал,
что брат, который жил вместе с тобой,
умер. Могу я занять его место?
— Да, — отвечал
старец. — Но ты как будто гораздо
крупнее него. Не знаю, поместишься ли ты
в его склепе?