Отцы-пустынники смеются
Источник этих рассказов - святоотеческое предание

 

***

   Некий мудрец века сего пришел к старцу. Увидев, что у того нет ничего, кроме Библии, он подарил ему свой собственный библейский комментарий. Через год он снова пришел к старцу и спросил:
    — Отче, помогла ли тебе моя книга лучше понимать Библию?
   — Напротив, — отвечал старец, — мне пришлось обращаться к Библии, чтобы понимать твою книгу.

 ***

   Один молодой монах спросил у старца:
    — Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?
      Не беспокойся, — отвечал старец, — если твоя жизнь действительно будет христианской, мир немедленно сам от тебя отречется.

 ***

   Один молодой монах мыл листья салата. К нему подошел другой монах и, желая испытать его, спросил:
   — Можешь ли ты повторить, что говорил старец в проповеди сегодня утром?
   — Я не помню, -- признался молодой монах.
   — Для чего же ты слушал проповедь, если ты
уже ее не помнишь?
  — Погляди, брат: вода моет салат, но не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится совершенно чистым.

 ***

   Молодой монах прервал старца, читавшего свою проповедь с папирусного свитка:
   — Отче, как ты хочешь, чтобы мы запомнили то, о чем ты проповедуешь? Ведь ты сам это читаешь, чтобы вспомнить.

 ***

   Был в Александрии один епископ, который предпочитал учебу своему пастырскому служению. К нему пришел однажды некий старец за советом, но секретарь епископа ему сказал:
  — Отче, прости, епископ не может тебя принять, он учится.
  — Не очень-то приятно иметь епископа, не закончившего обучения, — отвечал старец.

 ***

   К старцу пришли несколько отцов-пустынников и рассказали, что один из собратьев слишком удалился на юг Скитской пустыни и был там съеден каннибалами. Старец, чтобы утешить их в скорби, заключил:
  — По крайней мере, таким образом эти несчастные дикари впервые вкусили нечто от нашей святой религии.

***

   Один брат, оставивший мир, чтобы укрыться в пустыне, получил от своей семьи следующее послание: "Не гоняйся за невозможным, возвращайся домой. Единственное подлинное благо — это семья".
   На обратной стороне послания была, однако, приписка:
   "Когда решишь возвращаться, предупреди нас заранее, потому что мы сдали твою комнату".

 ***

    Некий мудрец века сего посетил однажды авву Зенона.
    — Отче, — спросил он, — можешь ли ты сказать мне, что такое философ?
    — Философ - это слепец, который ищет в темной комнате черную кошку, когда ее там нет, — отвечал старец.
    — А кто же тогда богослов?
    — Богослов это то же самое, но иногда он находит кошку...

 ***

    Жил в Александрии один очень богатый человек, который каждый день молился Богу об облегчении жизни бедняков. Узнав об этом, авва Макарий послал ему сказать: "Я хотел бы обладать всем твоим состоянием".
  
Изумленный богач послал к нему одного из своих слуг спросить, что бы тот стал делать с таким богатством? Авва Макарий сказал:
   — Передай своему хозяину, что я немедленно исполнил бы его молитву.

 ***

   До того, как стать монахом, авва Лонгин работал в мастерской корзинщика. Каждый день он должен был сплетать по пятнадцать корзин. Однажды, работая весьма усердно, он сплел целых двадцать корзин.

   — Разве мне не полагается дополнительной платы за эти корзины? — спросил он хозяина.

   — Да, — отвечал хозяин, — но ты ведь знаешь, что говорится в Библии: "В поте лица твоего будешь добывать хлеб свой".

   — Нигде, однако, не говорится, что я должен также добывать и твой! — возразил Лонгин.

 ***

   Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:

   — Во что вы играете?

   — Мы играем, кто больше всех соврет.

   — Ох, — сказал старец, — в мое время не играли в такие игры!

   — Молодец, отче, ты выиграл! — закричали хором ребята.

***

   Авва Иоанн говорил:

   — Не то, что мы едим, нас питает, но то, что мы перевариваем. Не то, что мы зарабатываем, нас обогащает, но то, что мы раздаем. Не та вера, которую мы исповедуем, нас освящает, но та, которую мы воплощаем в жизнь.

 ***

   Среди отцов-пустынников, как и повсюду, были братья, беспокоившиеся из-за своего здоровья. Один из них, по имени Диоскорид, имел обыкновение посещать каждую неделю авву Илию, который, будучи человеком терпеливым и склонным к сочувствию, каждый раз осведомлялся о его здоровье. Диоскорид неизменно жаловался:

    — Мой желудок словно изъеден тысячью червей...

   Или:

    — У меня как будто облако в мозгу...

   Или же:

    — Кости мои стали хрупкими, как тростинки.

   Авва Илия утешал его, призывая уповать на Господа.

   В один прекрасный день Диоскорид исчез на целый месяц.

   Авва Илия стал не на шутку беспокоиться. Когда Наконец Диоскорид появился, авва Илия бросился к нему с расспросами:

    — Брат, я так беспокоился о тебе! С тобой что-нибудь случилось?

    —    Ничего серьезного, — отвечал тот, — я болел.

 ***

Один из отцов-пустынников прославился своими советами, которые он давал мирянам. Некто пришел к нему за советом и рассказал, что у него есть буйный сын, которого он хотел бы лишить наследства, но не знает, как это сделать, не возбудив его гнева.

   — Есть ли у твоего сына собака? — спросил его старец.

   — Да.

   — Так вот, скажи своему сыну, что ты лишишь его наследства, если он не сумеет за один год научить свою собаку читать.

   Тот нашел совет превосходным, поблагодарил старца и удалился. Но наутро он вернулся с грустным видом.

   — Что сказал твой сын? — спросил старец.

   — Он сказал: "Хорошо, отец. Но за год много чего может случиться. Может быть, умру я, может быть, ты, но скорее всего — собака..."

 ***

   Авва Илларион рассказывал такую историю о недоверии. Двум братьям из разных монастырей предстояло провести ночь в одной гостинице. Один из них, поглядев на своего собрата, отнес хозяину свой небольшой багаж и сказал ему:

   — Нужно, чтобы кто-нибудь из нас выучил эфиопский язык.

   — Но почему? — воскликнули изумленные братья.

   — Потому что скоро младенцу исполнится год, и он начнет говорить, а никто из нас не знает его языка.

***

   Один из старцев Скитской пустыни страшно косил глазами. Однажды на узкой дорожке он толкнул брата, шедшего ему навстречу, и заметил ему:

   — Тебе бы следовало лучше смотреть, куда ты идешь, брат.

   — А тебе, отче, следовало бы лучше идти туда, куда ты смотришь.

 ***

   Два брата шли по Скитской пустыне, рассуждая о гармоничности мира. Когда они оказались в оазисе, один из них заметил:

   — Какие прекрасные цветы на этом дереве!

   — Но это вовсе не цветы, это плоды, — возразил второй. — Это чернослив.

   — Почему же тогда он белый, а не черный?

   —    Потому что он еще зеленый!

 ***

Пришедшему из пустыни было очень непросто проникнуть в Антиохию. В воротах стояли стражники и проверяли все товары, ввозимые в город. Однажды они остановили авву Серапиона, когда он шел, везя тележку, покрытую попоной.

    — Отче, что у тебя в тележке? — спросил его стражник.

    — Моя собака, брат!

    — Какая же это собака, отче, это коза! У нее рога...

    — Не вмешивайся в частную жизнь моей собаки, брат!

 ***

    Главным недостатком одного молодого монаха была рассеянность. И вот однажды старец решил послать его в Александрию:

    — Ступай к аптекарю Эристу и скажи ему, чтобы он дал тебе один фунт памяти.

   Несколько дней спустя молодой монах вернулся с пустыми руками.

    —    Отче, — сказал он, — у аптекаря не осталось больше памяти, но он просил передать, что у него есть для тебя пуд терпения!

 ***

Некий старец, не имевший никакого имущества, решил как-то навестить одного брата.

   — Друг, — обратился он к хозяину, — нет ли у тебя случайно какого-нибудь старого кувшинчика для вина?

   — По-твоему, я похож на человека, пьющего вино? — сухо отвечал брат.

   — Прости меня, но кувшинчик от уксуса у тебя наверняка найдется...

 ***

   Одному старцу каждый-день приходилось взбираться на спину мула и ездить за водой от Скитов до горы Гизель, Как-то один послушник его спросил:

   — Отче, от каждодневной езды на муле у тебя не болит голова?

   — Как раз наоборот, брат, как раз наоборот!

 ***

   Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:

    Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?

— Примите мои соболезнования, бедные сиротки, — отвечал им святой старец.

***

    Двое братьев,  путешествуя по пустыне, воспользовались гостеприимством одной очень щедрой семьи. Не желая показаться невежливыми, они не смогли отказаться от стаканчика вина- Выйдя снова на дорогу, один из них сказал другому:

    — Я пройду вперед, брат, а ты скажи мне, прямо ли я иду.

   Он прошел полсотни шагов и обернулся. Другой брат сказал ему:

    — Да, ты идешь прямо, но скажи-ка, что это за брат идет рядом с тобой?

 ***

    — Если ты ничего не видишь, для чего ты держишь возле себя зажженную лампу? - спрашивали братья одного слепого старца, сидевшего на краю дороги.

    — Чтобы прохожие не натыкались на меня ночью, — отвечал старец.

 ***

   Однажды епископ посетил монастырь в пустыне. Братья, жившие там только на хлебе и воде, лезли из кожи вон, чтобы приготовить для епископа подобающую трапезу.

   В конце обеда, волнуясь, они спросили его:

   — Владыка, как ты нашел нашу козлятину?

   — Случайно, под листиком салата, — отвечал епископ.

 ***

   В одной деревне разнеслась весть, что в соседнем большом монастыре сменился настоятель. Тут же явился к воротам монастыря какой-то бедняк в лохмотьях и, заметив настоятеля, подошел к нему.

   — Отче, — сказал он, — я хорошо знал прежнего настоятеля, который был очень щедр ко мне. Надеюсь, что и ты тоже будешь щедрым...

   — Разумеется, брат; но, видишь ли, старый настоятель — это я, а новый явится дней через десять...

 ***

   Авва Евлогий был однажды так грустен, что не мог этого скрыть.

    — Почему ты грустишь, отче? — спросил его один старец.

   — Потому что я усомнился в способности братьев познавать великие истины Божий. Трижды я показывал им льняной лоскуток с нарисованнои на нем красной точкой и спрашивал, что| они видят, и трижды они отвечали: "Маленькую красную точку". И никто не сказал: "Лоскуток льна".

 

***

  Один недобрый человек пришел как-то донимать старца своими глупыми вопросами:

   — Неужто и вправду ты, такой умный человек, считаешь возможным, чтобы Иона выжил, проведя три дня в чреве кита?

   — Не знаю, — отвечал старец, — но я его спрошу, когда увижусь с ним в раю.

   — А вдруг он в аду?

   — Тогда ты сам его спросишь.

 ***

   На пороге церкви одного монастыря сидел бедный человек, просивший милостыню.

   — Не стыдно ли тебе? — крикнул на него настоятель. — Месяц назад ты был слепым, а сегодня уже однорукий!

   — Не гневайся, отче, но лучше радуйся. Я и вправду обрел зрение и так разволновался из-за этого, что у меня отпала рука.

 ***

   Авва Геразий соглашался один раз в год ходить в Антиохию для проповеди. Послушать его собиралось великое множество народа. Один из братьев как-то спросил его:

    — Отче, не искушает ли тебя суетная слава при виде такого множества народа вокруг тебя?

    — Нет, брат, — отвечал Геразий, — я думаю, что если бы меня казнили, народа собралось бы еще больше...

 ***

  Многие отцы-пустынники прожили долго, иные даже больше ста лет. Авва Исайя был одним из таких отцов. В день его столетия один брат, намного его моложе, пришел к нему и сказал:

    — Я пришел поздравить тебя, отче, с твоим столетним юбилеем, и я надеюсь, на будущий год мы справим вместе твой сто первый юбилей.

    — Я тоже на это надеюсь, — отвечал старец, ибо, как я погляжу, здоровье у тебя превосходное.

 ***

   Один брат, вернувшись в свою келью, нашел ее в полнейшем беспорядке. Он готов был уже проклясть виновника такой беды, как вдруг прикусил язык. Он вспомнил слова старца: "Прокляни человека, и будет две могилы".

 ***

   Авва Исайя сказал: "Если Церкви недостает мужества отстаивать свои взгляды, то это не из-за недостатка мужества, но из-за недостатка взглядов".

 ***

   Однажды Теревинфский монастырь посетил епископ. Братья лезли из кожи вон, чтобы почтить его и приготовить необычайную трапезу. В конце настоятель с трепетом спросил епископа, как ему понравился обед, и тот отвечал:

   — Если бы рыба не была такой же черствой, как лепешка, лепешка такой же соленой, как козлятина, козлятина такой же жесткой, как финики, а финики такими же пресными, как вино, мы бы славно отобедали.


***

   Авва Макарий и авва Виссарион обменивались как-то мнениями об одном монахе.

   — Я никогда не слышал, чтобы он плохо говорил о ком-либо, — сказал первый.

    Это, несомненно, оттого, — возразил второй, — что говорит он только о себе.

 ***

   Однажды в Скитской пустыне случилось неслыханное — дождь лил целых три дня подряд. Молодой монах, испугавшись, спросил у старца:

   — Отче, а вдруг это новый потоп?

   — Не может быть, — отвечал старец, — ибо бесплодность первого убедила Бога не насылать второй.

 ***

   Один из отцов пригласил как-то своего собрата разделить с ним хлеб-соль. Видя, что сей последний ест как-то рассеянно, он доброжелательно заметил:

    — Брат, если ты ешь без охоты, то не станешь ли ты также без охоты делать и более важные вещи?

 ***

   В одном монастыре, расположенной на берегу Красного моря, настоятель как-то сказал:

    — В нашем монастыре слишком много попугаев.

   Братья весьма удивились и попросили у настоятеля разъяснений.

    Много, у нас таких, которые говорят, что думают, только когда узнают, что это говорят другие, — отвечал тот.

 ***

   В одном монастыре настоятель во время собрания братии заснул.

   — Умолкнем, братья, -- сказали монахи, — дадим поспать настоятелю.

   Но тот, подняв голову, сказал:

   — Как же мне спать, братья, если вы не будете говорить?

 ***

   Один брат, посетив авву Евлогия, сперва поздравил его с тем, что тот соблюдал обет молчания уже в течение трех лет. Затем он обязал его говорить, и авва Евлогий произнес:

   — Мое молчание немногого стоит. Да, действительно, младенцы кричат, мирские люди болтают, монахи молчат, но святые - поют!

 ***

   Молодой человек, недавно поступивший в монастырь, увидел как-то настоятеля, который, склонившись на пороге кельи, чистил свои башмаки.

   — Отче, — сказал он, — ты чистишь свои башмаки?

    С тех пор, как я настоятель, я не могу чистить чужие, — отвечал тот.

***

Один из отцов как-то поведал старцу:

    — Порой меня терзают сомнения при мысли о том, чем занимался Ной в ковчеге, плавая по безбрежному морю?

    — Несомненно, он удил рыбу.

    — То-то и оно! А как он это делал, если червячков у него была всего одна пара?

 ***

   Авва Исайя жил в крайней бедности. После его смерти один из братьев спросил старца:

    — От чего он умер?

   Тот отвечал:

   — Я не знаю, от чего он умер, но еще меньше — отчего он жил.

 ***

   Один старец сказал: "Наихудший момент для безбожника — это когда он чувствует себя преисполненным благодарности, но не знает, кого благодарить".

 ***

   Блаженный Даниил Скитский, который в юности долго сомневался, предаться наукам или же Господу, убежал в пустыню в день, когда услыхал из уст знаменитого ученого Александрийской школы такое рассуждение:

   — От тепла тела расширяются; вот почему летом дни длиннее, чем зимой.

 ***

   Трое старцев встретились после долгой разлуки. Они были уже весьма преклонного возраста, и среди прочего заговорили о своем здоровье.

   — У меня выпали все зубы, — сказал первый из них.  — Мне приходится вымачивать хлеб в воде, чтобы проглотить хоть несколько кусочков.

   — А мне не хватает слюны, — сказал второй. — Что бы я ни ел, мне приходится класть на язык крупинку соли.

   — А я не жалуюсь на отсутствие зубов или слюны, — сказал третий. — Но вот сегодня утром мой келейник сказал мне: "Отче, еще и полдень не наступил, а ты съел уже три огромных каравая хлеба!" Поистине, память меня покинула.

 ***

   Один старец сказал: "Всевышний дал нам двое ушей и только один рот для того, чтобы мы говорили вдвое меньше, чем слушаем".

 ***

   Один разбойник был смертельно ранен в какой-то стычке. Из последних сил он приполз к келье отшельника и простонал:

   — Отче, я испытываю адские мучения!

   — Как, уже? — воскликнул отшельник.

 ***

   Один игумен пришел к старцу за советом:

    — Отче, какой должна быть проповедь?

    — Проповедь, — отвечал старец, — должна иметь хорошее начало и хороший конец. А затем тебе следует как можно больше сблизить их друг с другом.

***

   Один старец, глядя на собаку, подумал: "У собаки так много друзей потому, что она гораздо чаще машет хвостом, чем языком".

 ***

   Говоря об Адаме, один старец сказал: "Адам оказался первым из длинной череды мужей, жалующихся на пищу, полученную от жены".

 ***

   В одном монастыре старец толковал Писание. Вдруг он заметил, что один из братьев спит.

   — Я продолжу, когда этот брат проснется, — сказал он. Но один из монахов возразил:

   — Я думаю, что брат проснется, когда ты закончишь...

 

 

 

Один старец говорил так: "Если вы будете давать больным и братьям все, что они попросят, у вас будут хорошие больные и плохие братья".

 ***

   Не раз отцам-пустынникам приходилось иметь дело с кочевыми племенами. Один из вождей такого племени пришел как-то к авве Исаии и заявил, что он желает стать христианином.

    — Ты наполняешь радостью мое сердце, — сказал ему старец. - Но у тебя две жены. Нужно, чтобы ты отказался от одной из них.

    — Я так и сделаю, если ты, отче, укажешь мне хотя бы одно место в Писании, где осуждается двоеженство.

    — "Никто не может служить двум господам", — отвечал ему старец.

 ***

   Авва Моисей, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах.

   — Какой веры был ваш вождь? — спросил старец.

   — Увы, — отвечали ему, — он был неверующим.

   — Поистине великое несчастье, — сказал тогда авва Моисей, — быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти!

 ***

   Двое отцов повстречались как-то посреди пустыни. Поклонившись друг другу, один из них спросил другого:

   — Прости мою нескромность, брат, не жил ли ты какое-то время в Антиохии?

   — Я никогда не бывал в Антиохии, — отвечал тот.

   — И я тоже; должно быть, это были двое других монахов.

 ***

   Однажды авва Пресонций получил урок. Когда он стоял на молитве в своей келье, кто-то постучал в дверь его хижины:

    Прости меня, авва, ~ сказал прохожий. — Не можешь ли ты указать мне дорогу в Алеппо?

  — Нет, — отвечал авва, — но я знаю дорогу в Небо.

    — Как я могу поверить, что кто-то знает дорогу, ведущую так далеко, если он не знает дороги в окрестностях? — сказал тогда путник.

 ***

   Авва Сысой сказал по поводу александрийских богословов:

   "Если бы Господь Бог поручил составить десять заповедей богословам, у нас было бы не десять заповедей, а тысяча".

***

   Великий Пахомий диктовал свой Устав молодому монаху-писцу. В конце главы он велел ему перечитать написанное и едва сдержал вспышку гнева.

    — Авва, почему ты вдруг сделался таким суровым? — спросил его молодой монах.

   — Потому что я продиктовал тебе одно, ты понял другое, а написал третье, — отвечал старец.

 ***

   Жарким августовским днем камни в Нитрийской пустыне просто плавились от солнца. Один монах с трудом шел через песчаные холмы, ведя за собой осла, запряженного в повозку. Наконец, обессиленный, он остановился.

   — Я еще никогда в жизни не видывал такой жары, — произнес он вслух.

   — И я тоже, — проговорил осел.

   — Вот те на! — воскликнул монах. - Впервые слышу, чтобы осел разговаривал!

   — И я тоже, — сказала повозка.

 ***

   Один старец сказал: "Тот, кто тебя оскорбил, вряд ли тебя простит".

   Другой сказал:

   "Если ты отвергаешь похвалу, то это, возможно, потому, что ты желаешь двойной".

 ***

   — Ты совсем теряешь память, — сказал один монах старцу.

   — Ну да, — отвечал тот, — и притом так основательно, что получаю от этого даже немалую пользу: много раз я радуюсь одному и тому же, словно впервые.

***

Один монах спросил авву Аммония, почему это люди века сего так много суетятся. Старец отвечал:

— Они бегают по миру вдоль и поперек из страха, как бы не пришлось встретиться с ним лицом к лицу.

 ***

Мудрость древних египетских монахов проистекала скорее от их постоянного контакта с землей, чем от ученых занятий или образованности. Среди редких исключений был Арсений. Но даже он на склоне лет признался как-то одному старцу:

— Много трудов я положил, читая книги. Но то, что я в них нашел, не так уж много стоит...

— Что ж, многие отправляются удить форель, но домой приносят только ревматизм, -- заметил на это старец.

 ***

Один монах пришел к Элию Отшельнику и сказал ему:

— В миру я встретил человека, который был о себе очень хорошего мнения.

— Будь уверен, — отвечал ему Элий, — что когда у кого-то о себе очень хорошее мнение, то это единственное хорошее мнение, которое у него есть.

 

***

 

   Молодой монах пришел за советом к авве Моисею.

   — Отче, — сказал он, — я понимаю, как можно согрешить руками, глазами, устами или ушами. Но как можно согрешить носом?

   — Если совать его в чужие дела, — отвечал старец.

 ***

   Молодой монах пришел к старцу за советом.

   — Отче, — сказал он, — я живу в пустыне чуть больше года, и за это время уже пять или шесть раз появлялась саранча. Ты знаешь, что это за напасть — она проникает всюду, даже и в нашу пищу. Что же мне делать?

   Старец, который жил в пустыне уже на протя-жении сорока лет, отвечал:

   — Когда саранча попала мне в похлебку в первый раз, я все вылил. Затем, во второй раз, я выбросил саранчу, а похлебку съел. В третий раз я съел все, и похлебку, и саранчу. А теперь, если саранча пытается выбраться из моей похлебки, я отправляю ее обратно.

 

***

 

   — Тебе бы следовало поменьше поститься, — сказали одному старцу.

   — Да, но я прекрасно себя чувствую, — возразил тот, — а ведь мне уже восемьдесят лет!

   — А вот если бы ты постился поменьше, тебе бы уже было девяносто!..

 ***

   Один старец сказал: "Безмолвие — одно из самых драгоценных украшений женщины. Вот почему она так редко выставляет его напоказ".

 ***

   Один старец сказал: "Обыкновенно ошибается тот, кто стремится никогда не совершать никаких ошибок".

 ***

   Один старец провел долгие годы в духовном борении, и вот однажды у него вырвались слова:

   — Господи, если Ты повсюду, как получается, что я так часто оказываюсь где-то еще?

 

 ***

 

Один молодой монах спросил авву Филарета:

   — Почему ты позволяешь этому брату так долго говорить с тобой?

   — Я забочусь о его здоровье. Ведь если болтун не найдет в день хотя бы одного собеседника, он задохнется.

 ***

   — Отче, — спросил один молодой монах, — почему Церковь называет святым пребывание в браке?

   — Потому что в нем насчитывается немалое число мучеников! — отвечал с улыбкой старец.

 ***

   Монаху, который сокрушался о прошлом, старец сказал: "Прошлое подобно разбитому яйцу, а будущее — яйцу, которое предстоит высиживать".

***

   Молодому монаху, который, вернувшись из Александрии, говорил о великой суете и беготне жителей города, старец сказал; "Я не знаю, куда они в конце концов придут, но идут они прямо туда".

 

***

   Один старец как-то сказал: "Если монах говорит о себе: ''у меня есть смирение, — несомненно, его у него нет. Если же он говорит: ''У меня нет смирения, - то оно у него есть. Вот я, например, вовсе не имею смирения".

 ***

   Один молодой человек пожелал стать монахом. Он явился в Скитскую пустыню в один из самых бедных и суровых монастырей, и старец повел его показывать келью.

   — Тебе придется сделать себе ложе, — сказал старец.

   — Разумеется, отче.

   — Что ж, вот тебе гвозди и четыре доски.

 ***

   В Келиях молодой монах колол дрова. Проходивший мимо старец посмотрел на него и сказал:

   — Твой топор напоминает мне молнию, брат.

   — Это потому, что я машу им так быстро? — спросил довольный монах.

   — Нет, потому что он никогда не бьет дважды в одно и то же место.

 ***

   Старец чинил крышу своей хижины. Проходивший мимо молодой монах остановился и стал смотреть.

    — Ты хочешь узнать, как забивают гвозди? - спросил старец.

    — Нет, я хочу узнать, что говорит старец, когда бьет себя молотком по пальцу.

 ***

   Одного кочевника застали за разграблением могил на кладбище и привели к авве Сысою.

   — Неужели же тебе не стыдно обкрадывав мертвых? — спросил его старец.

   — Зато я никогда не делал зла ни одной живой душе!

 ***

   Один монах сказал старцу:

    — Отче, я слышал, что брат, который жил вместе с тобой, умер. Могу я занять его место?

    — Да, — отвечал старец. — Но ты как будто гораздо крупнее него. Не знаю, поместишься ли ты в его склепе?

 

 


 

   

 HotLog